Юристы

Краснодар т.290-43-40

консультации по предварительному звонку

Юридическая ответственность государства как гарантия законности: проблемы теории и практики в Российской Федерации

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: «Актуальность темы исследования. Проблема реализации законности в деятельности государства в теории государства и права является одной из наиболее дискуссионных. Она имеет большое теоретическое и практическое значение в современной России в силу проводимых в ней преобразований. Глава 1 Конституции Российской Федерации закрепляет положения о том, что Россия есть демократическое, правовое, социальное государство. Эти нормы определяют характеристики государства и накладывают на него целый комплекс обязанностей. Исполнение указанных обязанностей государством должно обеспечить реальность положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Конституционное закрепление основополагающих принципов взаимодействия человека, общества и государства предполагает их прямое действие во всех сферах социальной жизни и должно пронизывать всю деятельность государства, его органов и должностных лиц. Поэтому проблема обеспечения законности в деятельности государства приобретает особую актуальность.
Законность можно рассматривать в качестве режима общественно- политической жизни, принципа организации и деятельности государства и государственного аппарата, их взаимоотношений с человеком и обществом, средства ограничения государственной власти, а также в качестве метода государственного управления. Законность является важным условием обеспечения правопорядка в обществе. В последнее время укрепление законности рассматривалось как важнейшая государственная задача, но её решение нельзя считать в полной мере последовательным и эффективным. Юридическую ответственность государства можно рассматривать как специальное юридическое средство обеспечения законности.
Для разработки предложений по совершенствованию механизма реализации юридической ответственности государства, направленных на укрепление законности, возрастает необходимость исследования теоретических основ институтов законности и юридической ответственности в их взаимосвязи.
Необходимость в проведении данного исследования обусловлена также возросшей потребностью российского общества в наведении общественного порядка во всех сферах жизнедеятельности.
Государство, с момента своего возникновения было и остаётся феноменом цивилизации, и с развитием все более приобретает качество общенародного, ориентируясь на решение общесоциальных проблем. Очевидно, что их решение в условиях российской действительности невозможно без эффективной и надёжно работающей системы всех элементов государственного аппарата. Одним из действенных средств, позволяющих защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц от возможных нарушений со стороны органов государственной власти и их должностных лиц, является институт юридической ответственности.
В Российской Федерации государство, его властные органы и их должностные лица пользуются как правовым, так и фактическим иммунитетом от ответственности в подавляющем большинстве случаев противоправного осуществления своих публично-властных полномочий. Закреплённое в ст. 53 Конституции России право каждого на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, на практике реализуется крайне сложно, противоречиво и сопровождается длительными бюрократическими процедурами. Затруднения в реализации этого конституционного права объясняются не только объективными условиями жизни, но и несовершенством законодательства.
Таким образом, обозначенные проблемы определяют направление исследовательской работы на разрешение следующих противоречий: между сложившейся практикой осуществления властных полномочий государства и потребностями общества в обеспечении законности в этой сфере;
между возникшими потребностями в законотворческой практике по совершенствованию механизма реализации юридической ответственности государства и недостаточной разработанностью научных и правовых основ этой проблемы;
между существующими исследованиями теории юридической ответственности государства и отсутствием их взаимосвязи с исследованиями о механизмах реализации ответственности, как специфического средства укрепления законности.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать тему диссертационного исследования «Юридическая ответственность государства как гарантия законности: проблемы теории и практики в Российской Федерации» с учётом состояния её разработанности.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: «На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы. Проблема юридической ответственности государства за нарушение правовых норм и, в конечном счёте, подрыв режима законности является актуальной в современном российском обществе. Укрепление правопорядка в государственной и общественной жизни возможно только в том случае, когда правовые нормы применяются органами государственной власти и их должностными лицами в строгом соответствии с принципом законности. Правонарушения, совершаемые этими субъектами, обладают повышенной общественной опасностью, поскольку они наделены специальными полномочиями и осуществляют властную деятельность государства.
Общим правовым основанием юридической ответственности государства являются принципы правового государства, которым в соответствии со статьёй Конституции Российской Федерации, является Россия.
Проблема юридической ответственности публичных субъектов, в том числе и государства, напрямую зависит от того подхода к сущности государства, в рамках которого она исследуется, поскольку само понятие государства является многоаспектным. Характеризуя государство как субъект юридической ответственности, необходимо анализировать те общественные связи, в которых государство выступает субъектом правоохранительного отношения.
Государство может нести ответственность перед международным сообществом, перед народом (отдельным поколением), перед частными лицами (гражданами и организациями). В первом случае можно говорить о международно-правовой ответственности государства как государственно- организованного народа, поскольку меры, применяемые международным сообществом прямо или косвенно, будут отражаться на всём народе соответствующего государства. При этом ответственность может наступать как за действия официальных представителей государства, так и за действия отдельных граждан и организаций. Во втором случае государство можно рассматривать как субъект, функционально и организационно отделённый от общества, призванный обеспечивать надлежащие условия его жизнедеятельности, проводить соответствующую внутреннюю и внешнюю политику. Ответственность государства в данном случае носит политический характер. О такой ответственности можно говорить в условиях коренного изменения политики государства, изменения основ государственного строя. Государство, создаваемое и действующее на основе новых принципов будет признавать политику своего «предшественника» в качестве неправомерной (не соответствующей новым принципам и идеалам общественной и государственной жизни) и брать на себя обязанность компенсировать вред им причинённый. В третьем случае государство можно рассматривать в качестве гаранта, обязанного обеспечивать надлежащую эффективную / работу всех органов государственной власти и их должностных лиц, принимать меры, направленные на защиту и восстановление нарушенных прав частных лиц.
С одной стороны, государство неотделимо связано с наличием особой политической (государственной) власти при осуществлении его функций. Государство следует рассматривать как явление, представляющее собой суверенную политико-территориальную организацию публичной власти, отделённую от общества, но тесно с ним связанную. Свою реальность государство получает в наличии системы органов государственной власти и должностных лиц, которые, действуя в пределах установленной законом компетенции, выполняют функции государства. С другой стороны, государство является участником и частных отношений, в которых не выступает и не может выступать в качестве властного субъекта.
Основной чертой юридической ответственности называют её связь с государством. Тем не менее, на наш взгляд, признаком юридической ответственности является связь не с государством непосредственно, а скорее с правом и механизмом его реализации. Другими словами, нормативность юридической ответственности является производной от нормативности права.
Согласно Конституции, Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Однако народ, население не обладает самостоятельным правовым статусом. Государство как специальная форма организации народовластия выступает тем субъектом, который от имени общества вправе и обязан требовать исполнения правового предписания. Вопрос о субъектах юридической ответственности следует решать путём выявления управомоченного субъекта в правоотношениях, то есть субъекта, обладающего возможностью применения властных полномочий к правонарушителю.
В системе юридической ответственности выделяют две подсистемы: 1) юридическую ответственность лица перед государством (публично-правовую ответственность) и 2) юридическую ответственность государства перед частным субъектом. Первая подсистема имеет место в тех случаях, когда в, правоотношении ответственности принимают участие государство как управомоченный субъект, с одной стороны, а с другой - лицо, виновное в совершении правонарушения. Обязанными субъектами выступают физические или юридические лица, а также органы государственной власти и их должностные лица. В подсистеме публично-правовой ответственности государственного органа или должностного лица государство вступает в охранительные правоотношения юридической ответственности, обладая полномочиями по осуждению и применению мер принуждения к правонарушителю. При этом государство защищает не свои частные интересы, а действует в целях наиболее эффективного управления обществом. Вторая подсистема предусматривает такую модель правоотношения, в которой обязанным субъектом выступает не какой-либо отдельный элемент государственного аппарата, а государство в целом. В этом случае государство можно рассматривать также в качестве гаранта, обязанного обеспечивать надлежащую работу всех органов государственной власти и их должностных лиц, принимать меры, направленные на защиту и восстановление нарушенных прав частных лиц.
Понятие юридической ответственности государства можно рассматривать в широком и в узком смысле. В широком смысле она включает ответственность всех публично-правовых субъектов. В собственном узком смысле юридическая ответственность государства - это имущественная ответственность за счёт казны за вред, причинённый решениями и действиями (бездействием) государственных органов, их должностных лиц, а также иных субъектов в случаях, прямо предусмотренных законом. Закрепление юридической ответственности государства перед частным лицом выражает принцип взаимной ответственности правового государства и личности.
При рассмотрении вопроса о государстве как субъекте юридической ответственности необходимо также различать понятия государства как публичного суверенного субъекта и органов государственной власти, их должностных лиц. Юридическая ответственность государства отличается от юридической ответственности органов государственной власти и их должностных лиц по целому ряду признаков. Они разграничиваются по, субъектам, основаниям применения мер юридической ответственности, по характеру применяемых санкций. Юридическая ответственность государства основана на необходимости регулирования и охраны общественных отношений, создания нормальных условий жизни общества, обеспечения законности и правопорядка, что обосновывает необходимость существования государства как суверенного публичного субъекта. При этом основания юридической ответственности государства зачастую нормативно чётко не закреплены и могут быть обозначены как общее социальное основание юридической ответственности, то есть как недопустимость причинения вреда, основанная на требовании надлежащей реализации функций государства. Меры юридической ответственности, применяемые в отношении государства, также внятно формально не определены и носят в основном политико-юридический или имущественный характер. Юридическая ответственность органов государственной власти и их должностных лиц обыкновенно предполагает определённые законодательно закреплённые основания (составы правонарушений), а также конкретных субъектов и чётко определённые санкции. Вина же государства, его органов и должностных лиц (как субъектов, в которых государство получает свою реальность) определяется исходя из объективной стороны деяния, как не соответствующего модели должного поведения по реализации властных полномочий. Их ответственность, обычно является объективной (безвиновной), либо при её возложении действует презумпция виновности.
Юридическая ответственность может наступить только за правонарушение, то есть деяние, противоречащее правовым нормам и подрывающим режим законности. Если проанализировать нормы действующего законодательства о юридической ответственности государства, то можно сделать вывод, что её наступление не ставится в прямую зависимость от наличия вины непосредственно у государства. В данном случае неправомерные действия (бездействие) органов государственной власти и их должностных лиц будут выступать в качестве основания юридической ответственности государства. Более того, государство должно будет нести юридическую ответственность «в безусловном» порядке при установлении факта неправомерности действий (бездействия) органа государственной власти или должностного лица и наличия вреда, причинённого такими действиями (бездействием) частным субъектам.
Юридическая ответственность государства носит комплексный характер, включающий как публичные, так и частные начала. Государство обладает возможностью вступать в частно-правовые отношения. Для обозначения государства как субъекта в этом случае используется термин казны (фиска). Государство, вступая в частно-правовые отношения, утрачивает свой признак властного субъекта и становится равноправным лицом через использование идеи фиска.
Таким образом, особенности юридической ответственности государства проявляются в ряде её характеристик: 1) является объективной (безвиновной) ответственностью либо действует презумпция виновности. При этом обеспечивается более полная реализация прав и свобод человека и гражданина. Даже при необходимости доказывания вины конкретного лица в совершении правонарушения, презюмируется виновность, пока иное не доказано в установленном порядке; 2) основной функцией выступает компенсационно-восстановительная; 3) юридическая ответственность государства всегда носит политико-юридический или имущественный характер, её содержанием является возмещение убытков; 5) по своей юридической природе является смешанной, частно-публичной ответственностью.
В современных условиях развития российского государства проблема законности, как и проблема права в целом, приобретает все более актуальное значение. Общепринятым становится мнение о том, что законность -необходимый атрибут любого демократического государства, тот режим, в котором права и свободы личности получают свою подлинную реализацию. Законность можно рассматривать в качестве режима общественно-политической жизни, принципа организации и деятельности государства и государственного аппарата, их взаимоотношений с человеком и обществом, средства ограничения государственной власти, а также в качестве метода государственного управления.
Подлинная законность достигается только там, где реализация права означает собой прямое следование принципу справедливости. Однако далее при наличии какой-либо коллизии между ними органы государственной власти и должностные лица должны руководствоваться действующим законодательством. Любое решение юридического конфликта властными органами не на правовой основе, в результате которого причинён ущерб интересам личности или организации, является недопустимым и влечёт за собой применение мер юридической ответственности.
Реализация принципа законности в общественной жизни достигается системой гарантий, к которым относится юридическая ответственность. С точки зрения выделения позитивного и негативного аспектов юридической у ответственности можно сказать, что позитивный аспект ответственности государства выражается через обеспечение и наличие стабильной, «благополучной» обстановки в экономической, социальной, политической, идеологической и других сферах жизнедеятельности общества; через надлежащее осуществление государством своих функций. В рамках настоящего исследования юридическая ответственность понимается в её традиционном, ретроспективном аспекте.
Если говорить о юридической ответственности государства как о специальном средстве обеспечения законности, то необходимо отметить, что оно как субъект, с одной стороны, призванный обеспечивать законность в деятельности граждан и организаций, органов государственной власти и должностных лиц, с другой стороны, является субъектом, также в осуществлении своих функций в полной мере подпадающим под требования законности. В этом смысле деятельность государства в целом также должна соизмеряться с нормами действующего права. Нормативное закрепление данного института отражает политику государства, установление принципа взаимной ответственности государства и личности, возможность общества требовать защиты и восстановления прав отдельных лиц в случае причинения им вреда действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц. При возложении на государство мер юридической ответственности также должна предусматриваться и соблюдаться определённая процедура, определяющая порядок привлечения государства к ответственности и гарантирующая реальность возмещения вреда частным субъектам. Все эти положения при условии их реального действия будут характеризовать юридическую ответственность государства как немаловажное средство обеспечения законности и выступать в этом качестве наряду с юридической ответственностью частных субъектов.
Законность является не просто требованием общеобязательности права, характерным для любого государства. Она выражает потребность общества и отдельного человека в праве, целью которого является упорядочение и согласование различных потребностей и интересов. Законность приобретает собственную правовую ценность, поскольку становится фундаментальным демократическим принципом и выражает единство права и закона. Реализация этого принципа обусловлена его необходимостью в обществе, а потому обеспечена системой юридических гарантий. Гарантии законности следует рассматривать как комплексное, системное явление, предполагающее не только наличие и нормативное закрепление конкретных мер и возможностей по обеспечению законности, но выражающееся в самом порядке, условиях общественной жизни и характеристиках государственного строя.
Говоря о соотношении законности и юридической ответственности, можно отметить, что эти два явления связаны и непосредственно влияют друг на друга. Юридическая ответственность является одним из специальных юридических средств (в системе гарантий) обеспечения законности. С другой стороны, законность, как общеправовой требование, определяет цели и функции юридической ответственности, порядок её возложения, является, одним из принципов юридической ответственности. Одной из важных гарантий упрочения режима законности является формирование у должностных лиц государства развитого чувства законности, то есть внутреннего побуждения при любых ситуациях поступать в соответствии с законом.
С одной стороны, юридическая ответственность выступает сдерживающим фактором, стимулирующим правомерное поведение. С другой стороны, её применение восстанавливает стабильность нарушенных общественных отношений и их упорядоченность.
Гарантированная возможность компенсировать вред, причинённый действиями (бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц, частными субъектами может рассматриваться как «кара» в отношении всего государства в целом поскольку они будут чувствовать, что государство, привлекая к ответственности виновных должностных лиц, с которыми человек зачастую и ассоциирует государство, несёт ответственность непосредственно перед ними. Превентивная функция в отношении государства как субъекта юридической ответственности будет выражаться в необходимости установления достаточно высоких этических и профессиональных требований в отношении должностных лиц с тем, чтобы не допустить совершения ими действий (бездействия), которые могут повлечь причинение вреда гражданам и организациям. Также она будет выражаться в полном, чётком, научно обоснованном правовом регулировании организации и деятельности органов государственной власти и их должностных лиц. Центральной функцией юридической ответственности государства выступает компенсационно-восстановительная. Данная функция выражается в возмещении вреда, причинённого в результате правонарушения гражданину или организации, и восстановлении его положения, существовавшего до правонарушения.
Режим законности в государстве напрямую зависит от законности деятельности аппарата государства, отдельных его элементов - государственных органов и должностных лиц, а также от эффективности взаимодействия указанных элементов между собой в процессе осуществления своих функций. На состояние законности влияет не только, непосредственно деятельность субъектов, но и сложившиеся в определённый исторический момент политические, экономические, социальные и иные условия жизни общества, наличие условий, гарантий законности. Определяя место юридической ответственности государства в системе гарантий законности, необходимо исходить из состояния законности, складывающегося как в отдельных сферах жизнедеятельности общества, так в стране в целом.
Особенность статуса государства как суверенного публичного субъекта состоит в обязанности обеспечить реальность существования и действия как общих, так и специальных гарантий законности, одним из специальных средств обеспечения которой, является юридическая ответственность. Государство, выступая в качестве гаранта законности в деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, должно обеспечить такую их организацию и деятельность, которая бы не допускала возможности совершения со стороны последних действий (бездействия), способных причинить вред частным субъектам. В системе специальных юридических средств, направленных на обеспечение законности, нельзя выделять юридическую ответственность только граждан и юридических лиц. Юридическую ответственность государства необходимо рассматривать как одно из средств обеспечения законности и в этом смысле она должна выступать наряду с юридической ответственностью частных субъектов.
Юридическая ответственность государства также должна включаться в систему гарантий законности и применяться во взаимосвязи с ними. Юридическая ответственность органов государственной власти и должностных лиц в публично-правовой сфере наступает по общим основаниям, установленным в уголовном, административном, трудовом и ином законодательстве. Основанием объективной ответственности государства является риск - возможность наступления отрицательных последствий в случае невыполнения какой-либо государственной функции (экономической, политической, охраны правопорядка, экологической, интеграции в мировую экономику и других). Государственные органы и их должностные лица, осуществляя власть, выступают в различных, правоотношениях от имени государства, поэтому в случае причинения вреда частным лицам (физическим и юридическим) ответственным лицом будет являться государство в целом. Законодательное закрепление возмещения вреда государством за счёт соответствующей казны направлено в первую очередь на обеспечение имущественных интересов потерпевшего, так как конкретное должностное лицо, причинившее вред, может оказаться не в состоянии возместить его.
Как показывает практика, взыскание убытков, причинённых неправомерными действиями (бездействием) органов государственной власти, - задача трудная, но вполне при наличии достаточных для того оснований и активности взыскателя. Законодательная база для этого создана и в целом позволяет субъектам получить от государства возмещение причинённого им вреда. В этой связи взыскание убытков представляется наиболее универсальным и вполне эффективным способом защиты государством нарушенных прав частных субъектов.
Таким образом, общим нормативным основанием юридической ответственности государства является положение статьи 53 Конституции Российской Федерации, которое получает конкретизацию в рамках специальных нормативно-правовых актов. Фактическим основанием такой ответственности является правонарушение, совершаемое органами государственной власти и их должностными лицами. Порядок возложения юридической ответственности устанавливается процессуальными нормами, порождающими при наличии предусмотренных оснований процессуальные правоотношения. Степень регламентации разных видов юридической ответственности различна. Нормативное закрепление механизма юридической ответственности государства является её гарантией, обеспечивает реальность возмещения вреда гражданам и организациям.
Развитие правоотношения юридической ответственности государства будет проходить в несколько усечённом виде. Первая стадия начинается с момента причинения гражданину ущерба, который подлежит возмещению государством. Эта стадия является предпосылкой, фактическим основанием для возникновения охранительных правоотношений между государством и гражданином. В случае обращения гражданина в суд с требованием о возмещении ему такого ущерба, суд выносит правоприменительный акт, в котором определяет конкретный размер ущерба, подлежащего взысканию в пользу гражданина. Особенностью правоотношений юридической ответственности государства является то, что вторая стадия не может быть реализована сторонами в добровольной форме, а предполагает обязательное участие государственного органа (суда). Третья стадия практически воплощается в предъявлении гражданином исполнительного листа к исполнению и взысканию за счёт казны Российской Федерации или её субъекта присуждённой сумы ущерба. Бюджетным Кодексом РФ определены субъекты имущественной ответственности в случае причинения вреда ‘ федеральными или региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджет, за счёт которого будет осуществляться компенсация вреда. Возмещение государством причинённого вреда не должно исключать регрессной ответственности за неправомерные действия к непосредственным причинителям вреда - должностным лицам государственных органов, если вина их будет установлена вступившим в законную силу решением суда.
Своими особенностями обладает процедура привлечения к конституционной ответственности. При этом, специфической особенностью публичного права является наличие в его системе норм, устанавливающих разного рода правовые иммунитеты. Установление иммунитета в отношении должностных лиц органов государственной власти, безусловно, необходимо в разумных пределах. В то же время усложнение процедуры привлечения указанных лиц к ответственности на практике часто ведёт вовсе к освобождению их, а также государства в целом от ответственности (должностных лиц перед государством, государства - перед частными лицами).
Чтобы определить пути совершенствования системы гарантий законности и института юридической ответственности государства, в частности, необходимо дать оценку состояния законности. Состояние законности характеризуется правовой базой функционирования государственного аппарата и деятельности иных субъектов. Именно от полноты и качества нормативно-правового регулирования общественных отношений в конечном счёте зависит соблюдение законов и реальность режима законности. Критерием оценки законности является также качественная оценка реализации права, нормативных предписаний органами государственной власти и их должностными лицами в процессе осуществления ими своих функций. Режим законности должен являться общим для всех сфер государственного строительства, для всех отраслей права. Проблема обеспечения законности в государственном управлении имеет комплексный характер, так как охватывает различные сферы жизнедеятельности людей. Важное место обеспечения законности в деятельности органов государства занимает контроль за её соблюдением.
Одним из существенных факторов, ведущих к злоупотреблениям должностными полномочиями, нарушению законности является отсутствие ответственности государственных служащих за правонарушения. В целях дальнейшего развития и совершенствования рассматриваемого института при осуществлении правотворческой деятельности необходимо чётко определить и расширить перечень обязательств государства перед субъектами частных правоотношений, круг субъектов, ответственных за надлежащее осуществление тех или иных полномочий и меры юридической ответственности за их неисполнение, ненадлежащее исполнение или злоупотребление ими; должны устанавливаться количественные и качественные показатели работы органов государственной власти и их должностных лиц. Также важно установить баланс между необходимостью обеспечить независимость и неприкосновенность должностных лиц государственных органов и исключить злоупотребления и произвол с их стороны.
Таким образом, важнейшим условием построения правового государства является обеспечение законности в его деятельности, существенной гарантией укрепления которой является юридическая ответственность государства.»

Агаджанов Андрей Азатович. - Юридическая ответственность государства как гарантия законности: проблемы теории и практики в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. - Челябинск, 2006 177 с. РГБ ОД, 61:07-12/496
Долгое время занимаясь научной деятельность отмечал для себя, что самым интересным в научной работе являются именно выводы из труда.
В этой связи, делаю выкладку моих подборок по наиболее интересным юридическим трудам учёных. Полные версии трудов не сложной найти в сети. Вводные данные научной работы будут приведены выше.
PS. Авторы, если публикация Ваших выводов в сети противоречит Вашим убеждениям, и Вы требуете удаления текста, то задумайтесь: «В чем научная ценность данного труда для общества, если кроме как подставка под цветы на кафедре многие работы не используются? При этом, публичность Ваших трудов поможет сделать наш мир лучше!» Если Вы, всё же, настаиваете на удалении – просьба писать лично на мою почту krouten(a)gmail.com.