Юристы

Краснодар т.290-43-40

консультации по предварительному звонку

Принцип справедливости в мусульманском праве

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
«Актуальность темы исследования. Своеобразие истории и культуры таджикского народа, в значительной степени состоит в том влиянии, которое оказало на них исламская религия. Шариат и сегодня является неотъемлемой частью быта таджикского народа. В частности, брачно-семейные и наследственные отношения до сих пор фактически регулируются, в первую очередь, нормами шариата.
Представляется, что в условиях формирования новой правовой системы Республики Таджикистан изучение и выявление сущности шариата, его принципов, в частности, принципа справедливости, позволит осмыслить положительные стороны этого наследия и использовать его как в правовом развитии нашей страны, так и для проведения социальных преобразований, развития экономики, культуры, строительства нового общества в целом.
В последние годы термин «справедливость» все чаще встречается в законодательстве страны. Достаточно сказать, что в преамбуле действующей Конституции Республики Таджикистан говорится: «Мы, народ Таджикистана, являясь неотъемлемой частью мирового сообщества, сознавая свой долг и ответственность перед прошлым, настоящим и будущими поколениями, понимая необходимость обеспечения суверенитета и развития своего государства, признавая незыблемыми свободу и права человека, уважая равноправие и дружбу всех наций и народностей, ставя задачей создание справедливого общества, принимаем и провозглашаем настоящую конституцию». Таким образом, целые формирования правового и социального государства в Таджикистане является создание справедливого общества.
Конституция Республики Таджикистан, принятая на всенародном референдуме 6 ноября 1994 года (с изменениями и дополнениями, внесённые от 26 сентября 1999 г. и 22 июня 2003 г. путём проведения всенародного референдума).
Для решения этой задачи большое значение имеют состояние правосудия и его вклад в стабилизацию общественных отношений. Общепринято, что правосудие не существует без справедливости. Конечно, этот принцип не всегда реализуется на практике, что объясняется различными, прежде всего, субъективными причинами. Однако, в этом случае правосудие выглядит дефектным и неполноценным. В восьмой главе, статьи 84 Конституции Таджикистана говорится, что «судебная власть является самостоятельной, осуществляется от имени государства и защищает права и свободы человека и гражданина, интересы государства, организаций и учреждений, законности и справедливости». Данное положение определяет основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти, в том числе и судебных. В этой связи, как нам представляется, есть необходимость в разработке нормативного понимания справедливости и её перевода в категорию обязательных правовых требований.
Следует также отметить, что в юридической литературе, как прошлых лет, так и в современной, вопрос о справедливости продолжает оставаться предметом дискуссий.
Все это предопределяет актуальность глубокого изучения принципа справедливости, его сущности и содержания, а также значения данного принципа и его места в мусульманском праве.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
«Проведённое диссертационное исследование показало, что на современном этапе изучение принципа справедливости не только в теории мусульманского права, но и в области общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических науках сохраняет свою актуальность.
Поэтому понятие справедливости в мусульманском праве как правового принципа включает несколько сторон.
Во-первых, справедливость в мусульманском праве рассматривается как основа права в целом. Являясь стержнем права, справедливость определяет содержание и сущность самого права.
Во-вторых, справедливостью в мусульманском праве очерчивает рамки и границы дозволенного и запретного. При этом масштаб и мера свободы и равенства всецело зависят от указанных границ. Свобода в мусульманском праве понимается не абсолютной возможностью совершать все по желанию, а как полезная для общества выраженная воля, которая умеренна в удовлетворении своих материальных и нематериальных потребностей.
В-третьих, принцип справедливости имеет обязательный характер и является обязательным как для законодателя, так и для тех, кто занят применением норм права. Причём императивность принципа справедливости установлено первоисточниками мусульманского права - Кораном и сунной, - что придаёт праву особенное качество в глазах верующих.
В - четвертых, справедливость является постоянным императивом, пронизывающий любой поступок человека.
В - пятых, принцип справедливости в обязательном порядке должен соблюдаться государством, задача которого - установление справедливости в обществе как средства обеспечения его стабильности и безопасности.
В - шестых, справедливость рассматривается как гарантия обеспечения прав человека. Путём обязанности соблюдения справедливости обеспечиваются права людей.
В- седьмых, на основе принципа справедливости и в его рамках осуществляется правосудие.
Справедливость в мусульманском праве рассматривается как фундамент социальной жизни человека, поскольку этот принцип вытекает из самих её условий. Отсюда и понятие шариата как закона жизни человека. Справедливость, с точки зрения своего естественного назначения, выполняет социальную функцию в обществе и тем самым отражает, в первую очередь, потребности всего общества (общие интересы).
Справедливость, законность и целесообразность в мусульманском праве, несмотря на сходства и тесное соприкосновения между собой, выполняют разные функции. Соблюдение справедливости определяет степень законности. Целесообразность должна быть в рамках закона. Она дополняет действие и понимание справедливости.
Следует заметить, что система источников мусульманского права в целом учитывает и закрепляет принцип справедливости с учётом общественных потребностей и направлена на обеспечение таких фундаментальных ценностей, как религия, жизнь, разум, честь и достоинство, продолжение рода и собственность. Эти ориентиры и определяют исламский подход к решению проблем, возникающих в сфере гражданских, семейных, наследственных и других отношений.
Торговая и хозяйственная деятельность (предпринимательская) участников экономических отношений основана на её свободе, которая в свою очередь является решающим условием экономического прогресса в обществе.
Привлекает внимание такие институты мусульманско-гражданского права как партнёрство, страхование и торговля, которые основаны на принципе справедливого обмена. В свою очередь, принцип справедливости в данных отношениях охватывает такие важные стороны хозяйственной деятельности как свобода деятельности и заключения договора, законность, этичное поведение управляющих и подвластных и благотворительность, и милосердие, которые направлены, в конечном итоге, на соблюдение двух правил 1) недопустимости запретных действий - харам и 2) достижении богоугодного поведения путём совершения разрешённых и желательных действий - халял.
Догмат о равенстве людей перед Аллахом понимается в мусульманском праве не только как равенство возможностей, но и как свобода конкуренции, которая обеспечивается государством в соответствии с требованием справедливости. Таким образом, в исламе все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения людям. При этом выбор любой деятельности допустим лишь в рамках запретного и разрешённого в шариате.
Нормы мусульманского брачно-семейного права, исходя из начал справедливости, устанавливают важные для брака принципы свободу и равенства. Требование справедливости как гарантия обеспечивает соблюдения имущественных и неимущественных прав сторон до заключения брака, па протяжении всего брака, и даже после его прекращения. Принцип справедливости лежит в основе многожёнства, не соблюдения которого делает брак несправедливым, неправильным и незаконным. Бракоразводный процесс в исламе всецело пропитан принципом справедливости, где во внимание берутся права и интересы, как мужа, так и жены, как родителей, так и детей.
Наследственное право ислама тесно связано с семьёй и направлено на охрану её прав и интересов. Однако, заслуживает внимание и социальное назначение наследования. Во- первых, завещание на случай внезапной смерти, содержащее возвращения долга и извинения за обиды обязательны для мусульманина. Во-вторых, в случае неспособности возврата долга наследниками обязанность по возврату берет на себя государства. В - третьих, в разделе имущества принимает активно участие общественность. В - четвертых, наследодателю перед смертью желательно подать милостыню в пользу бедного населения.
Если виновный сумеет избежать справедливого заслеженного наказания, например, подкупив судью, то от этого страдает принцип справедливости.
Данный постулат является исходным началом деятельности суда и осуществления правосудия в мусульманском праве. Одновременно, согласно шариату, с обвиняемыми нельзя обращаться как с преступниками до полного завершения дела и признания их виновными. Никто не может быть лишён свободы до вынесения обвинительного приговора независимым и беспристрастным судом. Никто не должен подвергаться угрозам, наказанию и лишению свободы по чужой вине или в целях устрашения и усмирения остальных граждан. Указанные основные начала судопроизводства в мусульманском праве направлены на защиту и обеспечения прав и интересов людей и общины в целом. Они также закреплены в Каирской декларации по правам человека в исламе от 1990 года, принятой на XIX Исламской конференции министров иностранных дел, состоявшаяся в Каире от 31 июля-5 августа 1990 года, одного из важных документов, регламентирующих современную общественную жизнь мусульманского мира.
Таким образом, по мусульманскому праву право на справедливость имеет каждый человек, и это право вытекает из основных предписаний шариата - Корана и суры. Выступать против несправедливости является не только правом, но обязанностью каждого человека, которая стоит наравне с такими обязанностями, как соблюдения молитвы, поста, совершения паломничества и другие.
Сегодня Таджикистан, как и многие другие страны, переживают период поиска новых путей движения страны в направлении освоения достижений современной цивилизации. Принцип справедливости, в формировании которого внесли свой вклад различные правовые культуры, в том числе и мусульманское право, его закрепление в законодательстве способствует этому процессу.
В конце следует также отметить, что те положения законодательства Республики Таджикистан, относящиеся в той или иной степени к принципу справедливости немногочисленны. Кроме того, приходиться признать, что в реальной жизни эти положения во всей полноте не играют роли фундаментальной основы в процессах реализации требований справедливости. Поэтому их выделение как обязательного императива предполагает первоначальное определение сущности справедливости в обществе на уровне основного закона, направленного, в первую очередь, на решение жизненных проблем и регулирование общественных отношений.»

Хайруллоев Фаррух Сайфуллоевич. - Принцип справедливости в мусульманском праве [Электронный ресурс]: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01. - Москва: РГВ, 2007. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

Долгое время занимаясь научной деятельность отмечал для себя, что самым интересным в научной работе являются именно выводы из труда.
В этой связи, делаю выкладку моих подборок по наиболее интересным юридическим трудам учёных. Полные версии трудов не сложной найти в сети. Вводные данные научной работы будут приведены выше.

PS. Авторы, если публикация Ваших выводов в сети противоречит Вашим убеждениям, и Вы требуете удаления текста, то задумайтесь: «В чем научная ценность данного труда для общества, если кроме как подставка под цветы на кафедре многие работы не используются? При этом, публичность Ваших трудов поможет сделать наш мир лучше!» Если Вы, всё же, настаиваете на удалении – просьба писать лично на мою почту krouten(a)gmail.com.