Юристы

Краснодар т.290-43-40

консультации по предварительному звонку

Ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: методология, теория, практика

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:  «Актуальность темы исследования. Мировое сообщество, вступив в XXI век, постоянно сталкивается с противоречивой реальностью: беспрецедентным ростом информационных, технических и иных возможностей развития человечества - с одной стороны, усилением ряда факторов, представляющих серьёзную угрозу как для национальной безопасности отдельных государств, так и для мирового порядка в целом -с другой. Речь идёт о террористических актах, вооружённых конфликтах, действиях, провоцирующих массовые беспорядки, религиозные и межнациональные столкновения. Кроме того, на фоне ухудшающейся экологической ситуации во многих странах мира угрожающие масштабы принимают стихийные бедствия, катастрофы техногенного характера.
Все это вызывает острую необходимость осуществления государственных мер, направленных на предотвращение либо снижение вероятности чрезвычайных событий внутреннего или внешнего характера. В целях нейтрализации и преодоления негативных последствий вышеуказанных событий могут вводиться предусмотренные национальным законодательством особые правовые режимы, которые практически связаны с той или иной степенью ограничения отдельных прав и свобод граждан в интересах восстановления правопорядка и нормальных условий функционирования государственных и общественных институтов. Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина предусматривается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Она обусловлена целями защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. К конституционным основам института ограничения прав и свобод относятся положения ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, регулирующей режим чрезвычайного положения, а также некоторых других статей (23, 25, 29, 32, 35, 36 и др.), которыми сделаны оговорки о пределах осуществления некоторых 5 конкретных прав и свобод или возможности их ограничения при определённых обстоятельствах. Тем самым в достаточно общих чертах на конституционном уровне определены контуры оснований, целей и пределов ограничений прав и свобод граждан, которые, однако, нуждаются в глубоком научном осмыслении и существенном уточнении, поскольку в юридической науке единого понимания этих вопросов пока достигнуть не удалось.
В связи с этим перед правовой системой России встаёт проблема создания действенного правового инструментария подобных ограничений, направленного на сохранение правового статуса граждан и обеспечение запрета ограничения основных прав и свобод в период действия чрезвычайных ситуаций при неукоснительном соблюдении норм международного права. Острота решения этой проблемы в последнее время существенно возрастает из-за масштабных актов терроризма, противодействие которому со стороны международного сообщества и национальных государств нередко связано с приостановлением действия некоторых прав и свобод граждан.
Совокупность приведённых обстоятельств свидетельствует о том, что правовое регулирование в области ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов должно быть стратегическим, иметь стабильный и постоянный характер, надёжно гарантировать положение граждан в период применения особых правовых режимов. Это вызывает необходимость глубокого научного осмысления оснований, целей, пределов и критериев ограничения прав и свобод граждан. Нуждается в специальном исследовании и правовая природа особых правовых режимов применительно к вопросу соразмерности принимаемых государством мер по их поддержанию, включающих различные формы государственного принуждения. Поэтому проблема объективного сочетания целесообразности и разумной достаточности мер государственного ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов при соблюдении принципиальных положений Конституции Российской Федерации и норм международного права представляет в современных условиях высокую актуальность, тем более, что в юридической науке единого и целостного её понимания до сих пор достигнуть не удалось.
При этом следует учитывать чётко выраженную тенденцию все более усиливающегося сближения норм международного права и законодательства Российской Федерации в условиях развивающегося процесса глобализации. Это требует определения наиболее оптимального соотношения интересов государства и прав граждан при их возможных ограничениях с учётом зарубежного опыта, внедрение которого в национальное законодательство должно быть глубоко продуманным и эффективным. Только на этой основе возможно формирование в юридической науке концептуальных базовых подходов к проблеме ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, разработка которых ранее не являлась предметом специальных научных исследований.
Следует также отметить и то обстоятельство, что несмотря на принятие федеральных конституционных законов от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ “О чрезвычайном положении”1 и от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ “О военном положении”2, в научной литературе отмечается необходимость разработки научно обоснованной концепции государственного управления в сфере обеспечения особых правовых режимов3. Представляется, что в рамках таких мероприятий важное значение имеет разработка методологически обоснованных подходов, которые позволили бы обеспечить разумную достаточность мер государственного ограничения прав и свобод граждан при соблюдении принципиальных положений Конституции Российской Федерации и норм международного права.
В значительной степени актуальность решения этой задачи обусловлена необходимостью принципиального преодоления исторически сложившегося неверного стереотипа понимания сущности таких режимов, предполагающего возможность фактически безграничного ограничения практически любых прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного и военного положения, как это неоднократно допускалось в России и за рубежом прежде.
По приведённым причинам представляется актуальным теоретико- правовое исследование института ограничения прав и свобод граждан в период действия особых правовых режимов в современный исторический период времени. Именно эти вопросы требуют тщательного научно- методологического обоснования и предварительной проработки, результаты которых имеют важное значение как для теории, истории государства и права, конституционного права, так и для практической деятельности органов государственной власти по обеспечению особых правовых режимов.
Изложенные обстоятельства обусловили выбор темы диссертационного исследования, в котором с учётом современного уровня развития юридической науки разработана наиболее полная в отечественной юридической литературе концепция института ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, в рамках которой сформулированы определения оснований, целей, принципов и содержания такого ограничения, сделаны выводы об основных тенденциях развития норм международного права и национального законодательства в данной сфере.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: «Проблема упорядочения конституционно-правовых ограничений имеет принципиальное значение для теории права, ибо от её решения может зависеть как «буква» и «дух» национальной Конституции, так и реальный статус граждан. Её ярко характеризует следующее изречение немецкого учёного К.Хессе: «Существо содержания основного права начинается там, где кончаются точно определённые возможности допустимого ограничения»2, хотя нормы международного права предусматривают в определённых ситуациях возможность введения ограничений отдельных прав и свобод граждан.
Особую актуальность определение ясных и понятных критериев и пределов возможных ограничений прав и свобод граждан приобретает в условиях особых правовых режимов, ибо государство одинаково успешно может принимать меры по использованию чрезвычайного законодательства как в качестве эффективного средства защиты свободы и безопасности граждан, так и не менее эффективного инструмента репрессий в отношении граждан. По этой причине серьёзное значение приобретает создание системы правовых гарантий, направленных на упорядочение ограничений и предотвращение произвольных действий со стороны национальных властей в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера. Об этом свидетельствует и следующее высказывание Председателя Конституционного Суда Российской Федерации Зорькина В.Д.: «Вопрос заключается в том, до каких пределов можно идти в ограничении конституционных прав человека? Где та черта, за которой ограничение прав человека превращается в их отрицание? Во имя чего и кого проводятся эти ограничения? Как обеспечить баланс безопасности государства и соблюдения прав человека?».
Поэтому, как отмечается в научной литературе, ограничивая и регулируя, обеспечивая и защищая пользование конституционными правами и свободами, государство обязано руководствоваться конституционными критериями при выборе целей, средств и способов дифференциации. Учитывая изложенное, особый интерес для целей настоящей научной работы представлял вопрос о соотношении положений Конституции Российской Федерации и норм международного права в связи с предложениями отдельных учёных о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации под предлогом якобы излишней демократичности её отдельных норм о правах и свободах граждан по сравнению с нормами международного права. Хотя ранее эти предложения предметно рассматривались в соответствующих главах диссертационного исследования, тем не менее, представляется необходимым ещё раз высказать в концентрированном виде точку зрения по данному вопросу.
Ведущими отечественными правоведами высказывается фактически единая позиция по поводу содержания гл. 2 Конституции Российской Федерации. Так, Баглай М.В. констатирует, что «глава Конституции о правах и свободах - почти безупречна, во всяком случае она не вызывает серьезной критики даже со стороны радикально настроенных сторонников конституционного обновления. Здесь нам существенно помогает международное право, с которым у Конституции почти нет разногласий»4. Такой же точки зрения придерживаются Зорькин В.Д., Невинский В.В., Хабриева Т.Я. и другие известные учёные-юристы, считающие нецелесообразным на данный момент внесение каких-либо изменений в Конституцию.
Подводя условные итоги своеобразной дискуссии по этому вопросу, Страшун Б.А. отметил следующее: «Хотя в предложениях изменить или даже заменить Конституцию недостатка нет, дело в том, что начать процедуру её изменения легче, чем ограничить этот процесс действительно насущными поправками и не ухудшить при этом имеющийся текст высшего закона. А ведь положения Конституции о правах и свободах вызывают как раз меньше всего возражений».
Приведённые доводы представляются убедительными и в полной мере по ранее приведённым основаниям относятся и к проблеме правового ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, в том числе в части ст. 55 и 56 Конституции, принципиально, на наш взгляд, соответствующих нормам международного права.
В целом по результатам проведённого исследования автор полагает возможным сделать следующие основные выводы.
В различные исторические периоды правовое регулирование ограничений прав и свобод граждан отличалось по объёму и содержанию, напрямую зависело от существовавшего в России в тот или иной период государственного строя и уровня развития правовой мысли.
В период существования СССР в условиях действовавшей тогда административно-командной системы, основанной на возможности практически безграничного ограничения прав и свобод человека, объективных условий для развития учения о пределах ограничений прав и свобод граждан не имелось.
Начавшийся в 1991 г. переходный период становления Российской Федерации как демократического правового государства сопровождался существенным усилением внимания в отечественной юридической науке к исследованию сущности и обоснованию необходимости внедрения в законодательство и правоприменительную деятельность принципа верховенства прав человека. Вместе с тем этот процесс, характерный для большинства государств переходного от диктатуры к демократии периода развития и приобрётший по объективным причинам доминирующий характер, первоначально не сопровождался одновременной активизацией изучения условий, критериев и целей возможных ограничений прав и свобод граждан. В то же время определение оптимального баланса интересов государства, общества и человека, разумной упорядоченности отношений между гражданами и органами государственной власти предполагает решение проблемы ограничений прав и свобод граждан, что обусловливает её высокую актуальность на современном этапе, тем более, что до настоящего времени в юридической науке не удалось достигнуть единого понимания основания, сущности, целей и принципов ограничения прав и свобод граждан. Это вызывает необходимость формирования научно обоснованной теории ограничения свободы, что требует её соответствующего доктринального осмысления.
В большинстве предложенных в научной литературе классификаций ограничений прав и свобод граждан выделяются в качестве отдельного (специального) вида ограничения прав и свобод в период введения чрезвычайных, военных, осадных и других экстраординарных положений в стране (при чрезвычайных обстоятельствах), т.е. в условиях особых правовых режимов. Это связано с тем, что проблема ограничения прав и свобод граждан, как важная составляющая обеспечения оптимального баланса интересов личности, общества и государства, приобретает наиболее высокую актуальность в условиях чрезвычайных ситуаций, требующих сосредоточения главных усилий государства на их нейтрализации или устранении последствий. Поэтому основной характерной чертой особых режимов различных видов является введение существенного комплекса ограничений прав и свобод граждан, установление повышенной ответственности граждан за неподчинение приказам и распоряжениям властей, а также введение для граждан дополнительных обязанностей различного характера.
На современном этапе гуманистические тенденции формирующейся теории правового ограничения прав и свобод граждан, основанной на эволюционном развитии правовой мысли и нормах международного права, нашли отражение в недавно принятых конституциях стран СНГ, Балтии, Восточной Европы и Российской Федерации. Вместе с тем закреплённые в конституциях нормы об основаниях и условиях ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, несмотря на совпадающие основные тенденции, различаются по отдельным аспектам в зависимости от особенностей национальных правовых систем, государственного устройства и исторического развития различных государств.
В теории государства и права превалирующей является точка зрения, обосновывающая разграничение прав и свобод человека на абсолютные (т.е. не подлежащие никакому ограничению) и относительные (т.е. те, которые могут быть подвергнуты определённым ограничениям на основании законов в условиях особых правовых режимов).
Наиболее распространённым подходом на европейском уровне является установление во внутреннем законодательстве исчерпывающего перечня прав и свобод, которые не могут быть приостановлены в период чрезвычайного или военного положения. Поэтому закрепление в ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации перечня прав и свобод, не подлежащих ограничениям в условиях чрезвычайного положения и распространяющих также своё действие в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении» на режим военного положения, является обоснованным и соответствует международной практике.
Дополнительное включение в этот перечень прав, не предусмотренных нормами международного права, не является исключительной особенностью, характерной лишь для правовой системы России. Такой правовой подход представляется возможным рассматривать в качестве: а) проявления с учётом национальных особенностей общей тенденции, характерной для конституций и законодательства других государств;
б) способа утверждения государственного суверенитета и защиты национальных интересов Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности; в) особой формы установления дополнительных гарантий в целях обеспечения правового статуса граждан в условиях введения особых правовых режимов.
Под основаниями ограничения прав и свобод граждан (как основной составляющей особых правовых режимов) следует понимать угрозы национальным интересам России, представляющих собой комплексное и многоаспектное понятие, отражающее совокупность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, выражающих потребности Российской Федерации, как суверенного, демократического и правового государства, в прогрессивном развитии.
Угрозы национальным интересам России должны иметь характер реальной, непосредственной и исключительной опасности, реализация которой может иметь крайне негативное значение для национальной безопасности, в связи с чем меры и ограничения, предусмотренные действующим законодательством, могут являться в конкретной чрезвычайной ситуации недостаточными для обеспечения национальной безопасности. Совокупность этих обстоятельств и вызывает необходимость применения заблаговременно разработанного чрезвычайного законодательства и введения особых правовых режимов, предусматривающих ограничения прав и свобод граждан.
Существует тесная взаимосвязь применяющихся в условиях особых правовых режимов ограничений прав и свобод граждан с целями, ради достижения которых введены и реализуются особые правовые режимы. В то же время следует разграничивать понятия «основания ограничения прав и свобод граждан» и «цели ограничения прав и свобод граждан» как причины и следствия.
Анализ исторического опыта развития отечественного и зарубежного законодательства свидетельствует о том, что на протяжении длительного времени основной целью ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов является обеспечение интересов государственной безопасности. С начала 90-х гг. прошлого столетия в качестве основной цели ограничения прав и свобод граждан, имеющей приоритетный характер, стали рассматриваться права и законные интересы других лиц. В последующем вектор научных исследований постепенно стал смещаться к необходимости комплексного рассмотрения в качестве таковой цели как прав и свобод граждан, так и интересов государства. В настоящее время этот процесс имеет незавершённый характер, в связи с чем нуждается в комплексном научном осмыслении, тем более что из решений Европейской комиссии и Европейского Суда по правам человека следует все же определённый приоритет государственных интересов при оценке вводимых национальным законодательством ограничений отдельных прав и свобод граждан.
Под целями ограничения прав и свобод граждан в широком смысле следует понимать устранение (ликвидацию) либо нейтрализацию негативных последствий этих угроз. При выборе средств реализации данных целей в качестве обязательного условия следует рассматривать необходимость причинения вследствие крайней необходимости и при отсутствии иных возможностей меньшего вреда (в результате ограничения прав и свобод граждан) для предотвращения большего вреда (защиты прав большинства людей и иных особо важных ценностей).
Главной целью ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов является достижение «общих интересов» («общего блага»), как многогранного понятия, основанного на оптимальном балансе интересов личности, общества и государства и охватывающего публичные, частные и интеграционные аспекты национальных интересов.
В отечественной и зарубежной научной литературе при рассмотрении ограничений прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов используются такие понятия, как «принцип соразмерности», «принцип пропорциональности», «принцип сбалансированности», «условие строгой необходимости», которые являются совпадающими по своему содержанию и направленности, выражающейся в предотвращении чрезмерных и неадекватных сложившейся ситуации ограничений прав и свобод граждан.
Соблюдение принципа соразмерности ограничений прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов является основным условием разумности, достаточности и законности мер, принимаемых государством в качестве средства урегулирования чрезвычайной ситуации, минимизации её негативных последствий и соблюдения баланса интересов личности, общества и государства.
Анализ международной практики и научной литературы свидетельствует о существенном разнообразии терминологии, используемой при исследовании форм (способов) ограничений прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов (ограничение дееспособности, уменьшение (сужение) объёма прав и свобод, изъятие прав, ограничение в использовании прав, приостановление осуществления субъективных конституционных прав, блокирование реализации прав и свобод, изъятия из конституционного статуса человека и гражданина, лимитирование прав и свобод, отступление от обязательств в области прав и свобод и др.). Причём в зарубежных странах при чрезвычайных ситуациях (чрезвычайное положение, военное положение) употребляется, как правило, термин «приостановление прав» в качестве исключительной меры временного характера.
Определяющим (основным) критерием ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, является соблюдение принципа правовой законности, реализация которого обеспечивает объективное определение разумных, допустимых и необходимых пределов ограничений прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. Возможные ограничения отдельных прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов могут устанавливаться:
а) в соответствии с нормами международного права и на основании конституционных положений, имеющих определяющий характер для определения объёма и степени жёсткости принимаемых мер, законов, имеющих ясное и определённое содержание, исключающих их произвольное толкование, с учётом перечня прав и свобод, не подлежащих каким-либо ограничениям;
б) с использованием принципа оговорки в законе (законодательной оговорки) в его сложившемся международном понимании как гарантии правомерного определения допустимости и объёмов ограничений прав и свобод человека, исключающей произвол со стороны властных структур;
в) в форме принятия законодательного акта федерального масштаба (для режимов чрезвычайного положения и военного положения - федерального конституционного закона), но не нормативного правового акта иного, более низкого уровня, либо законодательного (нормативного) акта регионального уровня.
Существует взаимосвязь понятий «ограничение прав и свобод граждан», «пределы прав и свобод граждан», «умаление прав и свобод», в связи с чем научное исследование их смысла и содержания целесообразно осуществлять на комплексной основе. Вместе с тем, эти понятия имеют различный конституционно-правовой смысл и содержание, а потому подлежат разграничению в научной литературе и не могут рассматриваться в качестве синонимов.
Постепенно усиливающиеся в результате набирающей силу глобализации процессы гармонизации внутреннего и международного законодательства и нарастающего влияния норм международного права на правовую систему России вызывают необходимость определения на современном этапе приоритетов правовой политики России в области правового ограничения прав и свобод граждан в целях обеспечения национальных интересов с учётом предложенных автором форм и способов использования международной практики и зарубежного опыта правового регулирования ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. В связи с этим представляются заслуживающими внимания представленный в научном исследовании авторский анализ основных тенденций развития норм международного права об ограничениях прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов и решений Европейского Суда по правам человека.
В современных условиях важное значение приобретает сбалансированность мероприятий по борьбе с международным терроризмом, и мер по ограничению прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. В то же время в целях исключения фактов проведения политики «двойных стандартов» представляется целесообразной организация на международном уровне научной дискуссии по обсуждению основных подходов к единому пониманию основных принципов, из которых следует исходить при принятии мер по ограничению прав и свобод граждан в период действия особых правовых режимов. Решение этого вопроса связано и с необходимостью выработки единых общепризнанных стандартов о содержании тех или иных договорных норм в сфере ограничений прав и свобод человека в период действия особых правовых режимов, которые могли бы быть приняты за основу при осуществлении функций объективного международного контроля в области правомерного ограничения прав и свобод граждан.
Реализация этой задачи будет способствовать утверждению веры в права и свободы граждан, как всеобщей ценности, несмотря на принимаемые меры по борьбе с терроризмом. Повышение актуальности решения данной проблемы следует из Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г., где было отмечено следующее: «Куда только девается весь пафос необходимости борьбы за права человека и демократию, когда речь заходит о необходимости реализовать собственные интересы? Здесь, оказывается, все возможно, нет никаких ограничений». Не случайно именно это высказывание Путина В.В. было особо выделено ведущими зарубежными средствами массовой информации.
С учётом отсутствия противоречий принципиального характера между нормами международного права и положениями ст. 55 и 56 Конституции Российской Федерации оснований для внесения в них изменений на данном этапе не имеется.
Существует настоятельная необходимость заблаговременной разработки современных научно обоснованных сценариев нейтрализации угроз национальным интересам, предусматривающих правовое регулирование оснований, условий и пределов ограничения прав и свобод граждан. При этом следует учитывать возможную опасность чрезмерных ограничений прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов, как не вполне продуманной и соразмерной реакции государства на заранее спланированные именно в этих целях акции международного терроризма. что может создать условия для нарушения баланса интересов личности, общества и государства и усиления степени опасности угроз национальным интересам.»

Пчелинцев, Сергей Владимирович. - Ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: методология, теория, практика [Электронный ресурс] : дис. ... дра юрид. наук : 12.00.01, 12.00.02. М.: РГБ, 2007.

Долгое время занимаясь научной деятельность отмечал для себя, что самым интересным в научной работе являются именно выводы из труда.
В этой связи, делаю выкладку моих подборок по наиболее интересным юридическим трудам учёных. Полные версии трудов не сложной найти в сети. Вводные данные научной работы будут приведены выше.

PS. Авторы, если публикация Ваших выводов в сети противоречит Вашим убеждениям, и Вы требуете удаления текста, то задумайтесь: «В чем научная ценность данного труда для общества, если кроме как подставка под цветы на кафедре многие работы не используются? При этом, публичность Ваших трудов поможет сделать наш мир лучше!» Если Вы, всё же, настаиваете на удалении – просьба писать лично на мою почту krouten(a)gmail.com.