Юристы

Краснодар т.290-43-40

консультации по предварительному звонку

Незаконные нормативно-правовые акты в российской правовой системе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: «Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в России действенного механизма правового регулирования и эффективной правовой системы. Сложные, нередко противоречивые процессы, связанные с реформированием Российского государства, настоятельно требуют переосмысления многих, до недавнего времени бесспорных, положений отечественного правоведения. Это касается законности и её проявлений.
Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеют как содержательная характеристика самих норм права (конституции, законов, подзаконных актов и др.), так и их аксиологическая оценка.
Содержание законности составляет не наличное законодательство, даже если оно совершенно с точки зрения юридической техники, а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. Иными словами, законность должна проявляться, прежде всего, в законном характере самих нормативно-правовых актов. Проблема издания и действия нормативно- правовых актов, незаконных по форме или содержанию, давно существует в российском правовом поле.
До настоящего времени в России не преодолены последствия всплеска «реформаторского» нормотворчества начала 90-х годов прошлого столетия, когда не было редкостью противоречие отдельных законов Конституции и друг другу, наличие нарушающего федеральное законодательство правотворчества местных органов власти и игнорирование законодателями субъектов Федерации. Федеральной Конституции, провозглашение приоритета законодательства субъектов над федеральным.
Остаются проблемы и с реализацией Конституции РФ, ряд положений которой не нашёл подтверждения правоприменительной практикой. В первую очередь, это касается института основных прав и свобод человека и гражданина. Признание, соблюдение и защита государством права на жизнь, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, носят пока порой только декларативный характер. Конституционные нормы, определяющие статус судебной власти, до сих пор не реализованы в полной мере. Независимость судей, подчинение их только Конституции РФ и федеральным законам не стали ещё незыблемым принципом российского правосудия.
Нормативные акты, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу (ст. 125 Конституции РФ), однако, ещё имеют место случаи, когда, несмотря на решения Конституционного Суда, такие акты продолжают применяться.
В настоящее время значительная часть положений законодательства о государственной службе и местном самоуправлении «повисла в воздухе» и полуофициальным или неофициальным путём лишена юридической силы. Старые законы большей частью уже не действуют, а новые ещё не полностью вступили в силу. Общественные отношения в этой сфере регулируются по иным нормам общеобязательного характера, созданным практикой государственной жизни.
Разрешение указанных проблем имеет особое значение на пути становления правового демократического государства в России. Естественно, что полностью исключить принятие и применение незаконных нормативно- правовых актов невозможно. Но необходимо добиваться такого состояния, чтобы комплексная работа по их обнаружению, нейтрализации и устранению не отражалась на стабильности общественных отношений.
Таким образом, возникла необходимость дальнейшего теоретического осмысления не только отдельных понятий, но и комплексного, системного исследования всех вопросов и проблем правового регулирования в российской правовой системе при наличии в ней (хотя и незначительной доли) незаконных нормативно-правовых актов.
Законность правовых актов в юридической литературе освещается с разных сторон, начинает просматриваться и подход отдельных учёных к комплексному решению проблемы, но данный вопрос требует ещё более серьёзного углублённого решения, в данной работе автор не ставит цели полностью решить указанную задачу, понимая её масштаб. Поэтому решаются вполне конкретные задачи: определить понятие законности правовых актов, проанализировать последствия принятия незаконных нормативно-правовых актов, то есть их воздействие на общественные отношения, признание таких актов незаконными, привлечение к ответственности за их принятие, а также выявить причины принятия незаконных актов и определить меры по их нейтрализации и пресечению в будущем.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: «Подводя итоги проведённого исследования, представляется важным, не повторяя уже сделанных в работе обобщений, сформулировать основной вывод, а также наметить перспективы разработки проблемы.
Нами обоснована необходимость создания основ учения о незаконных нормативно- правовых актах, обоснования инновационного комплексного исследования, которое отражает определяющие стороны правовой действительности, подтверждает очевидность того, что издание незаконных правовых актов наносит существенный урон правовому порядку, т.к. не только свидетельствует о низкой правовой культуре органа, издавшего такой акт (и/или лиц, его готовивших), но и, что гораздо хуже, подрывает доверие граждан к действующему законодательству, создаёт предпосылки к пренебрежительному отношению к законам.
В связи с этим возникла необходимость многопланового освещения как состояния законности в целом, так и отдельного его направления ~ разрешение вопроса о наличии незаконных актов.
Основы теории о незаконных актах - лишь первый шаг, сделанный по требованию времени, развивающихся общественных отношений, а вместе с ними и отраслей права.
Единообразный, комплексный подход в теории права относительно данного явления создаст определённый ориентир как для правотворческих, судебных, так и для правоприменительных органов, предотвратит нарушение прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, целостное учение о незаконных актах имеет важное теоретическое и практическое значение.
Характеризуя процессы непрерывной динамики права в социальном пространстве, отображая переход общественной системы от неадекватного правовому государству состояния законности к состоянию стабильности, правового порядка, можно конкретизировать важное направление науки, ставшее сосредоточением актуальных вопросов юридической теории и практики.
Мы доказали, что законность выступает не только как составляющая режима законности, заключающаяся в том, что разработка и принятие правовых актов должны осуществляться в условиях строгого соблюдения правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов как правотворческих, так и правоприменительных.
В процессе анализа нами предложен механизм оценки степени законности нормативно-правового акта.
Сформулировано понятие незаконного нормативно-правового акта и обоснована целесообразность его терминологического обособления. Так, незаконный нормативно-правовой акт - это акт, принятый субъектом правотворчества с нарушением содержательных и процедурно- процессуальных требований, противоречащий закону или акту более высокой юридической силы. Конкретизированы характеристики, присущие незаконному нормативно-правовому акту. К ним относятся: присутствие противоречия закону или акту более высокой юридической силы, нарушений содержательных и процедурно-процессуальные требований, принятие акта субъектами, в компетенцию которых либо не входит правотворческая деятельность, либо в условиях превышения субъектной компетенции и т.д.
В целом в работе даётся классификация незаконных нормативно- правовых актов, исходя из критериев, положенных в основу их разграничения: по юридической силе, форме, процедуре принятия, предмету правового регулирования. Подчеркнут объективный характер развития законности в русском государстве в историческом плане на основе анализа предпосылок возникновения и действия незаконных нормативно-правовых актов.
Систематизированы объективные и субъективные причины, по которым уполномоченные субъекты (органы и должностные лица) принимают противоречащие закону акты.
Конкретизированы пути и. способы преодоления негативных последствий действия незаконных нормативно-правовых актов.
В связи с изложенным, отметим некоторые наметившиеся перспективы.
В результате принятия и применения незаконных нормативно-правовых актов, как правило, в той или иной мере нарушаются права, свободы и законные интересы граждан и организаций имеет место быть. И, хотя таких нарушений, как показывает статистика, ещё большое количество, действие подобных актов должно пресекаться путём их отмены.
Презумпция правильности актов, вытекающая из властного характера полномочий субъектов правотворчества, не позволяет решить указанную проблему неисполнением незаконных предписаний, так как за это предусмотрена юридическая ответственность. Для восстановления нарушенных прав и законных интересов существует процедура обжалования незаконных актов. Помимо того, есть способы защиты от действия незаконных актов, такие, как неприменение судом акта, противоречащего акту более высокой юридической силы, приостановление действия незаконного акта уполномоченным субъектом.
Особое внимание следует и далее уделять проблеме ответственности за принятие незаконных правовых актов. Судебная практика продолжает сталкиваться с рядом вопросов в процессе применения института возмещения убытков, причинённых незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностными лицами этих органов. Делается вывод об отсутствии чётких критериев ответственности за принятие незаконных правовых актов.
На основе выявленных причин принятия незаконных правовых актов перечислены наиболее эффективные, по нашему мнению, меры по недопущению принятия незаконных правовых актов. На сегодняшний день главная роль отводится правовой экспертизе юридических актов. Перспективным направлением также является разработка модельных правовых актов.
В будущем развитие законодательства должно ещё строже подчиняться такому фактору, как укрепление системных связей между законами и подзаконными актами, между законами и договорами (соглашениями).
Методологический анализ позволил охватить предметом исследования всю систему нормативно-правового регулирования и прийти к выводу о том, что незаконные акты имеют место с момента возникновения государства Российского. Их присутствие среди источников российского права сегодня не может не вызывать серьёзной озабоченности. Возникла острая необходимость в подобном исследовании и в обосновании «закона о законах».
Таким образом, цель, поставленная при написании диссертационной работы, реализована. Реализованы и задачи. Вместе с тем проделанная работа лишь предваряет возможности научного поиска дальнейшего осмысления темы.»

Зуев Олег Михайлович. - Незаконные нормативно-правовые акты в российской правовой системе [Электронный ресурс]: диссертация... канд. юридических наук: 12.00.01. - Москва: РГВ, 2007. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

Долгое время занимаясь научной деятельность отмечал для себя, что самым интересным в научной работе являются именно выводы из труда.
В этой связи, делаю выкладку моих подборок по наиболее интересным юридическим трудам учёных. Полные версии трудов не сложной найти в сети. Вводные данные научной работы будут приведены выше.

PS. Авторы, если публикация Ваших выводов в сети противоречит Вашим убеждениям, и Вы требуете удаления текста, то задумайтесь: «В чем научная ценность данного труда для общества, если кроме как подставка под цветы на кафедре многие работы не используются? При этом, публичность Ваших трудов поможет сделать наш мир лучше!» Если Вы, всё же, настаиваете на удалении – просьба писать лично на мою почту krouten(a)gmail.com.