Юристы

Краснодар т.290-43-40

консультации по предварительному звонку

Местное самоуправление в условиях формирования информационного и гражданского общества

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:  «Рост научно-технической вооружённости человечества, кардинальные изменения в сфере производства, обработки и обращения информации, увеличение численности населения, экологические проблемы приводят к радикальным преобразованиям общественных отношений, что не может не отразиться на теоретико-правовой науке.
В настоящее время отечественная теория права и государства переживает особый период, связанный с изменениями, происходящими в экономической, политической и правовой системах российского общества.
Как следует из ежегодного послания Президента РФ к Федеральному Собранию РФ, главной политико-идеологической задачей России является развитие её как свободного, демократического государства, где в числе самых приоритетных задач выделяется развитие личности и гражданского общества с обширными правами человека на самостоятельность в решении широкого круга вопросов и права на объективную информацию.
Существует ряд институтов и феноменов, которые могут быть отнесены одновременно к сфере государства и к сфере общества, являясь связующими звеньями между ними. Именно таким звеном является местное самоуправление, причём именно нахождение на стыке государства и общества позволяет ему обеспечивать нормальное функционирование формирующегося информационного и гражданского общества и обеспечивать его жизнеспособность.
Институт местного самоуправления - неотъемлемый атрибут демократического государства и формирующегося информационного и гражданского общества. «…Истинная демократия может быть только в малых группах, где все люди хорошо знают друг друга и где легко просматривается деятельность каждого из её членов» Местное самоуправление эффективно, только если существует сильная гражданско-общественная основа самоорганизации со сформированным сознанием в области местного самоуправления.
На совещании «Большой Восьмёрки» 22 июля 2000 г. Россия приняла на себя обязательства по обеспечению возможности формирования информационного общества на территории России. Была принята программа «Электронная Россия». Программа определяет концепцию формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих информационных ресурсов.
Информатизация в системе местного самоуправления и формирование муниципальных информационных ресурсов - это базис построения информационного и гражданского общества.
Информатизация в системе местного самоуправления приводит к ускорению процессов информационного обмена как внутри поселения между населением и органами местного самоуправления, так и между гражданами и государством. Следствием этого станет повышение эффективности управления, создание принципиально новых возможностей для мониторинга процессов в экономике и обществе, принятию своевременных решений по регулированию разнообразных вопросов, в том числе и вопросов безопасности.
Вышеперечисленные обстоятельства указывают на актуальность и необходимость исследования местного самоуправления с позиции общей теории права и государства, в условиях формирования информационного и гражданского общества.
Во-первых, потому, что институт местного самоуправления представляется наиболее демократичным ответом на вызовы глобализации, заявляющим о необходимости уважения к индивидуальности, неповторимости.
Во-вторых, двойственность природы местного самоуправления, т.е. нахождение на стыке государственной и общественной сфер, позволяет этому институту обеспечивать нормальное функционирование и жизнеспособность формирующегося информационного и гражданского общества.
В-третьих, институт местного самоуправления находится в процессе своего становления и должен вобрать в себя все лучшее из отечественного и зарубежного опыта.
Одной из важных задач стратегии эффективного законотворчества в области местного самоуправления является разработка путей и средств формирования зрелой правовой основы политической системы России в целом, которая обеспечивала бы в условиях формирования информационного и гражданского общества её всестороннее и полное регулирование с учётом местных интересов. Это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда законотворчество будет опираться на научно-обоснованную методологию анализа социальных факторов, обусловливающих необходимость совершенствования наиболее перспективных форм организации местного самоуправления, когда будет разработан механизм реализации законодательной инициативы, в том числе и местной, когда подготовка законов и нормативных документов будет строиться на основе последних научных выводов юридической науки, когда законодатель будет вооружён методиками контроля эффективности применения закона.
В соответствии с изложенным, актуальным представляется проведение теоретических изысканий с точки зрения эволюции идеи местного самоуправления и историко- правовых аспектов его формирования, характеристик и перспектив развития местного самоуправления в условиях формирующегося информационного и гражданского общества, способствуя его совершенствованию и эффективному функционированию.
Степень разработанности темы. В дореволюционном отечественном правоведении, социологической, исторической науке проблемы местного самоуправления, его история, особо сложные вопросы муниципального права исследовались как в теоретическом, так и в историческом плане такими учёными, как А.Д. Градовский, В.П. Безобразов, Н.И. Лазаревский, Н.М. Корку нов и другими. Активно поднимались и дискутировались вопросы, сохранившие свою актуальность до наших дней: отношения государственной власти и местного самоуправления, принципы централизации и децентрализации социальной организации и их роль в местном самоуправлении, учёт местных условий и традиций многонациональной Российской Империи и т.п.
В послереволюционный период отечественной истории интерес к местному самоуправлению не проявлялся достаточно определённо.
В связи с развитием информационного и гражданского общества и вхождения нашей страны в мировое сообщество, в последнее десятилетие местному самоуправлению стало уделяться гораздо больше внимания.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: «Существующие системы (модели) местного самоуправления представляются как различные формы институализации идеи местного самоуправления, которые обусловлены историческим, политическим и правовым развитием конкретных государств, а также воспринятой концепцией местного самоуправления, положением личности в обществе и государстве.
В настоящее время не решён вопрос категорийности большинства конкретных видов информационных ресурсов. Это приводит к тому, что, с одной стороны, искусственно ограничивается доступ к информационным ресурсам, а, с другой стороны, информационные ресурсы, которые должны быть отнесены к информационным ресурсам с ограниченным доступом, не обеспечиваются соответствующими средствами защиты, а иногда и сознательно передаются коммерческим структурам или каким-либо другим организациям.
Местное самоуправление, как динамичный общественный и государственный институт, способен изменятся, сохраняя свою сущность и свойства.
Существующие теории местного самоуправления (свободной общины, хозяйственная, самоуправляющейся единицы как юридического лица, политическая или государственная) имеют «узкую специализацию». Н.И.Лазаревский ещё в начале 20 века, писал: «каждая теория верна и неверна одновременно, поскольку указывает на один из признаков самоуправления, который недопустимо возводится в абсолют применительно ко всем странам и случаям».
Такое разнообразие вызвано различным подходом исследователей к вопросу установления пределов государственного воздействия на личность и общество, т.е., пределов государственной деятельности и пределов правового регулирования индивидуальной и коллективной жизни граждан.
В зависимости от взаимоотношений между личностью, обществом, государством, организация власти на местах может быть как самоуправляющаяся и осуществляющая местные функции, так и бюрократическая, осуществляющая, в первую очередь, функции центрального управления на местах.
Однако, нельзя говорить о полном отсутствии у органов местного управления самостоятельности в решении местных дел, равно как наделять органы местного самоуправления абсолютной самостоятельностью. Даже при гиперцентрализации власти органы, наделённые соответствующими полномочиями в управленческой деятельности по осуществлению конкретных функций, действуют с относительной самостоятельностью в определённых рамках.
В то же время, полностью автономное местное самоуправление препятствует согласованности общенациональных мероприятий, создаёт почву для всякого рода злоупотреблений.
Органы местного управления и органы местного самоуправления обладают относительной самостоятельностью в решении вопросов местного значения, с разной лишь степенью свободы.
Установление чрезмерной опеки может вылиться в прямое администрирование, вмешательство извне, а значит, разрушить саму основу самоуправления, предоставление же неограниченной свободы может привести к трансформации местного самоуправления в местное самоуправство, что затруднит функционирование государства как единого целого.
В современных условиях законодательная и правоприменительная деятельность в рамках системы государственной власти и местного самоуправления должна опираться на самостоятельность местных сообществ, за которыми признается право определять контуры прав и свобод членов сообщества, регулировать большинство внутренних вопросов при условии добровольности нахождения в этом сообществе со стороны индивида.
Государство регламентирует функционирование местных сообществ минимум законов, обязательных на всех уровнях, законодательно закрепляя право локальных сообществ на самобытность при условии, что эта самобытность не нарушает прав других сообществ и не угрожает целостности государства.
Становление реального местного самоуправления невозможно без активного участия населения в решении конкретных вопросов местного значения, а также поддержки государством органов местного самоуправления и контроля за их деятельностью, как со стороны государства, так и самого местного сообщества. Контроль возможно осуществить только при наличии отлаженной информационной системы.
В мировой практике сложилось несколько моделей местного самоуправления, в большей или меньшей степени ориентированных на ту правовую семью, к которой принадлежит правовая система данного государства. К примеру, в Великобритании, Канаде, США действует так называемая англосаксонская система. Во Франции, Италии, Испании, Германии используется система местного самоуправления, характерная для романо-германской правовой семьи, так называемая французская, или континентальная, система. В рамках романо-германской правовой семьи можно выделить местное самоуправление скандинавских стран. Исламская модель используется в странах мусульманского права, таких, как Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Иран, Судан, Пакистан, Ливия, Йемен и т.д. Модель “нетронутых цивилизацией” обществ, относящаяся к семье обычного права. В некоторых обществах (Азии, Африки) местные виды права заявляют о своей исключительности, хотя эти виды права могут и не иметь никакого отношения к государству. Например, коренные народы заявляют об исключительном юридическом действии их права в пределах территории, на которой они проживают и настаивают на приоритете местного самоуправления перед государственной властью. По их мнению, юридическая действительность законов государства зависит от признания их обычного права.
Для большинства стран характерна смешанная правовая система с превалированием черт той или иной правовой семьи.
Система местных органов строится в соответствии с административно- территориальным делением, которое в унитарных государствах относится к компетенции центральной власти, а в федеративных, как правило, к ведению субъектов федерации.
Первичной ячейкой местного самоуправления выступают, как правило, городские и сельские местные сообщества, которые могут именоваться по- разному, а также значительно отличаться друг от друга размерами территории и численностью населения.
Во многих странах, наряду с традиционными формами деятельности органов местного самоуправления, активно внедряются новые формы на основе инновационных технологий.
Выполнение функций органов местного самоуправления невозможно без использования новых информационных технологий, создания территориальных информационных ресурсов и их эффективного использования. В настоящее время в муниципальных образованьях Российской Федерации интенсивно осуществляется процесс информатизации деятельности органов местного самоуправления.
Институт местного самоуправления становится реальностью только тогда, когда происходит формирование гражданского и информационного общества. Следовательно, предоставляется возможность местному самоуправлению практически влиять на государство с целью удовлетворения интересов личности.
Институт местного самоуправления в информационном и гражданском обществе основан на равноправии общественных начал с государственными, что позволяет этому институту одновременно являться уровнем власти народа и формой самоорганизации местного сообщества.
Развитое местное самоуправление является условием формирования информационного и гражданского общества. В то же время, местное самоуправление может быть действительно эффективным, только если существует сильная гражданско-общественная основа самоорганизации со сформированным сознанием в области местного самоуправления, то есть, возможностью и готовностью субъектов местного самоуправления влиять на обеспечение своих жизненно важных потребностей.
Местное сообщество состоит из отдельных личностей, которые объединяются для решения вопросов местного значения. Человек должен обладать относительно устойчивой и осознанной системой представления о самом себе в социально-политическом плане, как неотделимой части местного самоуправления, на основе которой он целенаправленно строит свои взаимоотношения с другими субъектами и объектами местного самоуправления. Это осознание себя в местном самоуправлении как самостоятельного деятеля, целостная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов поведения.
Культура местного самоуправления формируется местным сообществом на основании исторического опыта, памяти местного сообщества и отдельных индивидуумов в сфере местного самоуправления, их ориентации и навыков, влияющих на реализацию местного самоуправления. Этот опыт содержит в обобщённом и преобразованном виде предпочтения в сфере местного самоуправления.
Итак, местное самоуправление нами рассматривается как право и действительная способность местных сообществ к управленческой деятельности, направленной на решение внутренних общественных дел, на благо населения, где власть принадлежит всем членам сообщества, совместно принимающим решения как непосредственно, так и через выборные органы, поддерживая взаимную аттракцию, укрепляя рабочие отношения и готовность к сотрудничеству в будущем, на основе инновационных технологий
Анализ состояния информатизации органов местного самоуправления показал, что действующая нормативная правовая база не обеспечивает полностью разграничения полномочий при создании и использовании информационных ресурсов в интересах социального развития территории и информационного обслуживания населения. В связи с этим органы местного самоуправления вынуждены разрабатывать свои местные нормативные правовые документы, регламентирующие информационное взаимодействие территории, участники, которой свободно обмениваются всеми ресурсами деятельности, в том числе и информацией, учитывают мнение друг друга, общаются и оказывают влияние друг на друга, содействуют друг другу и оказывают поддержку, открыто обсуждают противоположные мнения.  Степень взаимной привлекательности и уважения территориальных подразделений федеральных, региональных органов власти с органами местного самоуправления.
Анализ проблемных ситуаций в области законодательного регулирования процессов информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, создания и использования муниципальных информационных ресурсов показал, что на муниципальном уровне наиболее отчётливо проявляются нерешённые правовые вопросы информационного обеспечения органов государственной власти и органов местного само- управления, нерешённые правовые вопросы информационного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов государственных органов исполнительной и представительной власти Российской Федерации, информационного взаимодействия государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В этой связи предлагается принять законы «о праве на информацию», «о правовой информации», «о персональных данных».

Давая обобщённую оценку положения местного самоуправления в России, можно сделать следующие выводы.

Развитию местного самоуправления препятствуют: гражданская и правовая незрелость населения, его пассивность в общении с властными структурами; отсутствие действенных механизмов (а не только деклараций), обеспечивающих реализацию гражданами своих прав; отсутствие механизма привлечения широких слоёв населения к различным формам самоуправления.
Роль и место органов местного самоуправления в общественном сознании в достаточной мере не определены. Местные сообщества слабо структурированы и плохо организованы. Население слабо представляет себе сущность и характерные особенности местного самоуправления, не видит различий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления рассматриваются в качестве нижнего уровня, единой властной вертикали.
Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами, - права на достойную жизнь.
Институт местного самоуправления в России находится в процессе своего становления и должен вобрать в себя все лучшее из отечественного и зарубежного опыта.»

Старжинский Николай Александрович. - Местное самоуправление в условиях формирования информационного и гражданского общества : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. - Москва, 2005 257 с. РГБ ОД, 61:06- 12/242

Долгое время занимаясь научной деятельность отмечал для себя, что самым интересным в научной работе являются именно выводы из труда.
В этой связи, делаю выкладку моих подборок по наиболее интересным юридическим трудам учёных. Полные версии трудов не сложной найти в сети. Вводные данные научной работы будут приведены выше.
PS. Авторы, если публикация Ваших выводов в сети противоречит Вашим убеждениям, и Вы требуете удаления текста, то задумайтесь: «В чем научная ценность данного труда для общества, если кроме как подставка под цветы на кафедре многие работы не используются? При этом, публичность Ваших трудов поможет сделать наш мир лучше!» Если Вы, всё же, настаиваете на удалении – просьба писать лично на мою почту krouten(a)gmail.com.