Юристы

Краснодар т.290-43-40

консультации по предварительному звонку

Государственная власть и личность

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: «Актуальность темы диссертационного исследования. Россия вступила в период крупных преобразований и реформ, затрагивающих все сферы жизнедеятельности общества. В последнее десятилетие коренные изменения породили конфликтогенность политических и правовых процессов и составляют «каркас» отечественной правовой реальности. В этой связи требование стабилизации и упорядочения общественных отношений носит принципиальный характер для формирующейся российской государственности, а, следовательно, феномен власти должен отражать динамику правовой жизни и напрямую связывает государственную власть с качественным состоянием государственно- правового развития российской правовой системы. Именно этой цели и подчинено право со всем механизмом его нормативного регулирования. Таким образом, на современном этапе первостепенное значение приобретают вопросы последовательного обеспечения прав и свобод личности, гарантированности взаимной ответственности государственной власти и личности, а также поиска новой модели отношений между человеком, обществом и государственной властью.
В условиях, когда существенно повышаются шансы активизации рыночных механизмов, мобилизации резервов предприимчивости через расширение круга индивидуальных возможностей личности и различных способов её самореализации в политико-правовом пространстве существенно сокращается дистанция «человек - государственная власть». Это будет способствовать становлению модели взаимоотношений личности и государства. Фундаментом для создания такой модели должно стать широкое использование эвристических возможностей теории государства и права, которые содержит парадигма «личность - государственная власть», адекватная складывающимся правокультурным, социально-правовым и этнополитическим реалиям современного Российского государства. Пространство этого правового института определяется, в первую очередь, такими ориентирами, как поиск путей к более последовательному, глубинному демократизму и гуманизму; системно- гармоническому сочетанию прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; солидарности частного и общих интересов; всестороннему развитию личности.
Особая актуальность данной проблемы определяется её прямой взаимосвязью с утверждением правовой государственности, насущной необходимостью имплементации в жизнь основополагающего принципа, закреплённого в статье 2 Конституции Российской Федерации: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: «Подводя итоги анализа широкого круга проблем, связанных с процессами взаимодействия государственной власти и личности в условиях формирования в российском правовом пространстве институтов правового государства и гражданского общества, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, личность и государственную власть объединяет множество связей: личность строит свою жизнь путём многочисленных контактов по поводу совместной хозяйственной деятельности, быта, семьи, удовлетворения образовательных, культурных, религиозных запросов, обеспечения безопасности и др. Все эти и многие другие контакты личности с неизбежностью сопровождаются её подчинением разного рода обстоятельствам и условиям. Оказавшись в новом коллективе, личность вынуждена считаться со сложившимися до её появления правилами, а, защищая собственные интересы и свободы, она не должна нарушать права других. В отношениях между людьми неизменно действует установленный порядок. Решающее значение в упорядочении жизни человеческого рода, таким образом, принадлежит государственной власти.
Во-вторых, при рассмотрении разностороннего взаимодействия личности и государственной власти в современных условиях, современное государство, ориентированное на формирование гражданского общества, должно ставить своей целью не разделение интересов власти и отдельных людей, общества и государства, а определение такого характера взаимосвязей государственной власти и личности, который не препятствовал бы поступательному развитию Российского государства и общества и который одновременно с этим способствовал бы укреплению государственных институтов как наиболее эффективного средства защиты всеобщего интереса, прав и свобод граждан. Таким образом, государственная власть в этом понимании выступает средством интеграции общесоциальных интересов и российского общества в целом, а также преодоления и предотвращения социальных конфликтов.
В этом смысле государственная власть является универсальным средством, обеспечивающим конструктивное развитие всей социально-правовой системы Российского государства.
В-третьих, определяя правовую концептуализацию государственной власти, следует отметить, что сложившиеся в российском историко-правовом процессе концепции государственной власти содержат значительный интеллектуальный потенциал и опыт политико-правового знания в осмыслении нравственно- духовного потенциала общества и его стремления сохранить свою целостность и упорядоченность. Каждая культура и любой социальный строй в процессе развития накапливают систему ценностей, которая будет обеспечивать стабильность даже в период трансформаций их социально- правовой упорядоченности. В качестве стержневого момента данной согласованности между государственной властью и обществом должны выступать такие системообразующие факторы и ценности, как соблюдение и защита прав и свобод личности, признание её приоритета перед самой власть и государством, обеспечение её защиты и создание условий для гармоничного развития человека и общества. Только в этом случае с полной уверенностью можно утверждать о «достигшей зрелости разумной государственной власти», а не о различных её суррогатах и деформированных состояниях, имевших место в прошлом и существующих до сих пор.
В-четвертых, развитое состояние власти, таким образом, характеризуется возникновением и существованием ситуации, при которой социальные качества человека в данный период являются фундаментальными для устройства и функционирования государственной власти, когда она выступает источником становления и одновременно с этим институциональной формой свободы личности в государстве, а в основе реализации государственной власти будут доминировать нравственно-духовные регуляторы. Поэтому государственная власть, осуществляясь в обществе, воплощает в себе систему не только социально-нормативных и политико-правовых регуляторов, но и сообразуется с идейно-нравственными, духовными и культурно-правовыми регуляторами. Успешное взаимодействие с ними придаёт власти социальную ценность и значение, а также характеризует её эффективность и социокультурную адекватность (легитимность).
В-пятых, следует констатировать, что в условиях укрепления в России гражданского общества и формирования правовой государственности одним из действенных показателей этого процесса является установление взаимной ответственности личности и государственной власти. Поскольку личность и центральная власть, представляющая государство в качестве субъекта правовой системы, обладающее определённой правосубъектностью, находятся в правовых отношениях, имеют взаимные обязательства, а, следовательно, и несут взаимную правовую ответственность. Представляется, что это не просто теоретическое положение, которое сегодня соответствует идеалам цивилизованного развития, но и проблема, имеющая важнейшее практическое значение для российской государственности. В частности, Конституционный Суд РФ строит свою позицию исключительно на признании принципа взаимной юридической ответственности государственной власти и личности , что сегодня составляет генеральное направление функционирования Российского государства.
В-шестых, рассматривая условия формирования институциональной среды в конкретном социальном пространстве, необходимо учитывать не только сложившиеся социально-экономические и политические условия развития данного государства, но и его историю, культуру, и особенно правовые традиции, формировавшиеся на протяжении многовекового процесса становления российской государственности наряду с политико-правовой жизнью российского общества. Исторически власть в России воспринималась как воплощение справедливости. При этом властный лидер всегда представал в качестве проводника последней. Отсюда традиционное отношение к власти со стороны российского общества исходило из того, что действия публичной власти не нуждались ни в каком дополнительном сопровождении, то есть в законодательном регулировании, административном сопровождении и т.п., а государственной власти - всегда оценивались, прежде всего, с нравственной точки зрения, с позиции добра и зла и, как правило, безотносительно к существовавшему праву. Таково, на наш взгляд, парадигмальное отношение российского общества к власти. При этом фундаментальное условие сосуществование государственной власти и личности в сегодняшних исторических условиях можно сформулировать следующим образом: если они друг друга «не беспокоят», значит, функционирование системы (личность - государственная власть» происходит нормально.
В-седьмых, утверждение правовых начал во взаимоотношениях государственной власти и личности, что соответствует современным идеалам формирования гражданского общества, выступает существенным моментом демократизации политической и правовой системы российского общества. Исходя из того, что государство должно являться одной из форм гражданского общества, представляется, что будет недопустимой узурпация власти со стороны какой бы то ни было силы, а тоталитарное политизирование как экономики, так и духовной жизни российского общества в данном случае становится невозможным.
Таким образом, содержание проблемы взаимосвязи государственной власти и личности предполагает необходимость акцентирования внимания на двух основных аспектах: первый связан с актуализацией личностного подхода в оценке права и правовых явлений государственной жизни современной России, а второй основан на анализе личностного восприятия государственной власти как особой структурирующей в новой модели взаимоотношения государственной власти и личности, опирающейся на признание приоритета личности перед государством и оптимизацию деятельности государственной власти в области обеспечения прав и свобод личности.
По нашему мнению, именно эти аспекты в наибольшей степени помогут в будущем детерминировать институциональные характеристики современного государства, а также определить его роль и функции осуществляемой им власти как источников институциональной свободы личности в процессе современной трансформации политико-правового пространства российского общества.»

Меленчук Илья Сергеевич. - Государственная власть и личность [Электронный ресурс]: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - М.: РГБ, 2006. - (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).

Долгое время занимаясь научной деятельность отмечал для себя, что самым интересным в научной работе являются именно выводы из труда.
В этой связи, делаю выкладку моих подборок по наиболее интересным юридическим трудам учёных. Полные версии трудов не сложной найти в сети. Вводные данные научной работы будут приведены выше. 

PS. Авторы, если публикация Ваших выводов в сети противоречит Вашим убеждениям, и Вы требуете удаления текста, то задумайтесь: «В чем научная ценность данного труда для общества, если кроме как подставка под цветы на кафедре многие работы не используются? При этом, публичность Ваших трудов поможет сделать наш мир лучше!» Если Вы, всё же, настаиваете на удалении – просьба писать лично на мою почту krouten(a)gmail.com.